Парусный поход на Белое море в августе 2020 года
на разборном надувном катамаране

Отпуск в 2020 году мы планировали провести в Норвегии на Лофотенских островах. Но пандемия внесла свои коррективы. И единственной возможностью реализовать планы на совместный морской поход, не покидая пределов страны, была поездка на Белое море. Тем более, что половина нашей команды в тех краях ни разу не была. Наша команда – это Федор, Олег и два Алексея. Причем второй Алексей присоединился к команде только в Питере, куда мы специально заезжали по пути из Москвы в Рабочеостровск.

День первый, 19 июля. Добрались до Рабочеостровска мы рано утром, и, хотя все были уставшие после проведённой в дороге бессонной ночи, сразу приступили к сборке катамарана. Погода была ясная и тёплая, к тому же не хотелось терять время. Дом, который мы забронировали заранее, располагался на берегу моря, но собирать лодку возле него было неудобно. Зато совсем рядом был выступающий в море каменный мыс, достаточно плоский, чтобы устроить на нем стапель. Как потом оказалось, это местный «пляж», куда приходят купаться жители города. И к полудню, когда на пляже начал собираться народ, катамаран уже был практически собран. Мы загрузили на него остатки снаряжения и перебазировались к беседке около домика.

Координаты дома 64.983043, 34.764804.

Ближе к полудню к нам на байдарке подошли наши друзья Алексей и Татьяна, которые также проводили свой отпуск на Белом море и завершали его в Рабочеостровске. Вечером были организованы посиделки с шашлыком и душевными разговорами под коньяк в беседке.

День второй, 20 июля. Катамаран собран полностью. Загрузили на него запасы провизии, топлива, воды, припарковали машину и прицеп возле дома. Планируем выйти в море рано утром. Вечером для нас была приготовлена баня.

День третий, 21 июля. Утром с приливом и слабым Ю-В вышли в море и взяли курс на север в Кандалакшский залив. На ходу пытались ловить рыбу, но кроме пары морских чертей ничего не поймали. Организовали перекус, настроение приподнятое - начало похода. На борту вчетвером вполне комфортно. Мы располагаемся в кокпите на рундуках, в которые загружены продукты и хозяйственные мелочи. Один из рундуков полностью отведен под электрику: в нём аккумулятор и распределительный щиток, который сделал Олег. На крыше палатки закрепили солнечную батарею. Она слишком большая и не помещается на крыше целиком, используем только две секции из четырех. Этого вполне достаточно для постоянной подзарядки аккумулятора.

Прошли около 55 км. На ночевку остановились на о. Столбиха (65.423117, 34.638391). Живописный островок, на мысу изба, недалеко от которой мы поставили палатки. Тепло, ясно. Купались, наслаждались видами.

День четвёртый, 22 июля. Вышли в море в направлении о.Олений. Ветер встречный, поэтому практически весь маршрут идём под мотором. В районе о. Моржовые Луды наблюдали стаю белух на расстоянии 100-200 метров, причем две из них прошли прямо под катамараном. На лудах лежит выброшенный на мель буксир советской постройки. Высадились, чтобы посмотреть.

Дошли до о. Большой Супротивный (65.693045, 34.987106) и встали на нем - в проливе между о. Большой Супротивный и о. Малый Супротивный на подветренном берегу. Переход около 40 км. Погода портится, ветер усиливается.

День пятый, 23 июля. Дневка на о. Большой Супротивный.

Собрали надувную лодку, переставили на нее мотор с катамарана и сделали несколько выходов на рыбалку.

В открытом море волна была около метра, рыбачить было практически невозможно, поэтому заходили в заливы. В улове навага, треска, морские черти. На обед и ужин свежей рыбой были обеспечены. Погода пасмурная, ветер, временами дождь.

День шестой, 24 июля. Утром мелкий дождь. Вышли в направлении о. Большой Соловецкий, запланировав переход через открытое море. Шли вне видимости берегов по компасу.

Ветер постепенно усиливался и менялся с попутного на встречный. Временами накрывал туман. Шли под всеми парусами, потом убрали стаксель, взяли рифы. В какой-то момент вообще убрали грот и шли под мотором. Дождь усилился, мы мокли и мерзли снаружи, так как не хотелось в мокрой штормовой одежде лезть в сухую палатку. Но через какое-то время дождь закончился, прояснилось. На горизонте показался Большой Соловецкий остров. До него около 10 км. Когда подошли к острову, уже сияло солнце и стало заметно теплее.

Сделали остановку на большом песчаном пляже, чтобы перекусить и переодеться.

Дальше шли вдоль берега мимо монастыря. Встали в губе Городецкая (64.991592, 35.719610).

День седьмой, 25 июля. Дневка на Соловках. Губа Городецкая расположена так, что по берегу из поселка к ней можно подойти, только если знаешь дорогу. Поэтому здесь не встретишь многочисленных туристов, которые гуляют по острову.

Хотя до поселка около пяти километров, идти легко и приятно. Мы сделали вылазку в поселок, чтобы пополнить запасы продуктов и узнать расписание экскурсий.

Снимали с дрона, пытались ловить рыбу. Поймали несколько штук знаменитой соловецкой селедки, хотя местные жители говорили, что ее практически не стало в этих краях. К нам в лагерь приходит лиса. Мы кормим ее сыром и печеньем. Лиса нас не боится, ест прямо из рук. Похоже, мы не первые, кто её подкармливает.

День восьмой, 26 июля. Днёвка на Соловках. Снова ходили в посёлок. Были на экскурсии по монастырю, узнали и увидели много интересного. Хотел снять монастырь с дрона, но взлететь не получилось. Бесполётная зона – рядом аэродром.

Зашли в морской музей. Об этом музее надо сказать отдельно. Музей является проектом некоммерческой общественной организации "Товарищество Северного Мореходства" (ТСМ) и размещается в амбаре для гребных судов - памятнике монастырского морского хозяйства, построенном в 1841 году. На выставке представлены предметы, собранные в ходе этнографических экспедиций по берегам Белого моря. Первый ярус амбара занимает стапель, на котором несколько лет назад была построена реплика яхты "Святой Петр", построенная в масштабе 3:4 первого морского судна царя Петра I. Эту яхту строили 10 лет и спустили на воду в 2013 году. Сейчас на месте яхты находится другой экспонат - поморская шняка. Она построена в 2004 году, но по старинным чертежам и по технологии того времени.

День девятый, 27 июля. Продолжаем наш путь. Сегодня собираемся перейти на Кузова. Перед выходом отправили шлюпку на базу ПИНРО за водой, хотя планируем зайти на Большой Заяцкий остров для осмотра достопримечательностей. А там источник, и вода лучше. Погода ясная, штиль. Накануне в поселке мы купили билеты на посещение Большого Заяцкого острова. Прошли узким извилистым проливом между островами Большой и Малый Заяцкие. Идём под мотором, и я удивляюсь, как же раньше мы ходили здесь только под парусом! Шлюпку не сдуваем, буксируем ее катамараном. На Большом Заяцком как раз закончилась очередная экскурсия, люди сели на корабль, который отошел от пристани и направился в посёлок. Сейчас отлив, и чтобы не было проблем с отходом, мы встали на якорь недалеко от пристани и на остров высадились на шлюпке, сделав несколько ходок.

Гуляли по острову, ходили к лабиринтам. Все очень изменилось со времени моего последнего посещения этих мест. На острове построены деревянные мостки, которые ведут к лабиринтам. С точки зрения охраны природы, это, наверное, хорошо, но вид очень портит. Особенно это видно с воздуха. Несколько раз поднимал дрон, снимая ансамбль исторических сооружений.

На острове постоянно проживают два человека. Смотритель, который следит за порядком и проверяет билеты у посетителей, и священнослужитель при восстановленной церкви Андрея Первозванного.

Как мы поняли, поп живет в палате XVI века, а смотритель в домике на берегу.

Вышли с Большого Заяцкого и пошли в сторону кемских шхер. Ясно, штиль. По дороге делали остановки, пытались ловить рыбу. Безрезультатно. Встали на Вороньих островах (64.945587, 35.182013), говорят, что в Южной бухте на Немецком Кузове очень людно. А здесь, на перемычке между двух островов тихо и спокойно. И место для стоянки оборудовано, есть беседка. Но довольно сильный запах гниющих водорослей.

Переход за день составил 26 км.

День десятый, 28 июля. Днёвка на Вороньих островах. Выходили на рыбалку на катамаране и после продолжительных поисков нашли стаю трески. В результате поймали около 5-6 кг, обеспечив себя свежей рыбой на 2 дня.

Также занимались фото/видео съемкой, в том числе с дрона. Я катался на шлюпке, заходил в Южную бухту Немецкого. Там действительно много народа. Большую часть бухты занимает стационарный лагерь. На оставшейся части устроилась организованная группа каякеров. Вокруг Немецкого кузова шёл уже в потёмках.

Вечером сидели, общались, ели жареную треску под остатки спиртного.

День одиннадцатый, 29 июля. Перешли в южную бухту острова Немецкий кузов. Хотим погулять, подняться на вершину острова, набрать пресной воды. Сегодня же планируем выйти в сторону Кеми и встать где‑то в шхерах, ближе к городу. В южной бухте встретили туристов на катамаране верфи Успенских. Они собираются на Соловки, хотя погода портится: усиливается ветер, задувает с востока. Позже во время подъема на гору мы наблюдали с высоты их лодку, борющуюся со встречным ветром.

Подняться на гору по южному склону мы решили, глядя на группу туристов, которых водят этим маршрутом проводники из лагеря. Это самый крутой подъем на вершину. Мы поднимались самостоятельно и без специального снаряжения, поэтому временами было страшно. Но вид с вершины того стоит!


Спускались по северо-восточному склону, который по сравнению с южным пологий и несложный. На берегу лежит выброшенный штормом карбас. По берегу вернулись в южную бухту к нашей лодке. Поскольку у нас нет съемок катамарана со стороны, мы решили сделать постановочную съемку со шлюпки под мотором. Для этого были все условия: свежий ветер, закрытая островами акватория. На катамаране вышли Федор и Алексей, а мы с Олегом вышли на моторке. Олег управлял лодкой, я снимал. Катамаран шел под всеми парусами, хотя по ветру надо было брать рифы. Буквально за несколько минут долетели до острова Сетной.

Мы на шлюпке вымокли и получили неплохой заряд адреналина. И хотя паруса стояли не идеально, съемка удалась! Вернулись в южную бухту, сдули и упаковали шлюпку.

Взяли два рифа и спокойно дошли до острова Северный Коловар. Ветер свежий, восток-юго-восток. Обошли Северный Коловар и Ольховый в поисках места для стоянки. В юго-восточной бухте на Ольховом неплохое место с избой, но бухта мелкая, на отливе не подойти и расположена на ветру. А в юго-западной стоят люди. Как впоследствии оказалось, это семья из Нижнего Новгорода, которая путешествует на катамаране СибКат-21. Юра – капитан катамарана и глава семьи был не против, что мы встанем рядом.

Координаты 64.967865, 34.991798.

День двенадцатый, 30 июля. Днёвка на Ольховом. Бухта полностью осыхает на отливе, а в прилив вода доходит почти до кромки деревьев. Как обычно, я ночевал на лодке, и среди ночи пришлось вставать и подтаскивать всплывший катамаран, а заодно и СибКат на песчаный пляж.

Днём народ пошел на катамаране на рыбалку, а я гулял по острову, искал грибы и снимал виды острова. Грибов не очень много, но на один раз пожарить хватит.

А вот рыбалка не задалась – видимо слишком ветрено. Вчера, когда мы подошли, место было закрыто берегом от восточного ветра, а сегодня ветер зашёл, начинает задувать. Стало существенно прохладнее, и на берегу не уютно.

Пить чай мы решили в избушке, которая находится буквально в сотне метров от нас через перешеек в восточной бухте. Нормальная изба, достаточно ухоженная. Затопили печку и пили чай, слушая завывание ветра за окном.

День тринадцатый, 31 июля. Попрощались с Юрой и его семьей и ушли с Ольхового. Дует по прежнему сильно восток - северо -восток. В бакштаг на двух рифах прошли оставшиеся 13 км до места разборки в Рабочеостровске.

Это тот же каменный мыс возле дома, который арендован у нас еще на одни сутки. До вечера разобрали и упаковали катамаран, загрузили в прицеп.

Вечером отдыхали, парились в бане, делились впечатлениями.

День четырнадцатый, 1 августа. Выезд в Москву.

Пройдено примерно 240 км. Маршрут получился коротким из-за большого количества днёвок. А когда шли, нас интересовал не столько километраж, сколько возможность посетить больше интересных мест, красивых островов. Разнообразный отдых, новые берега, возможностью посетить экскурсии, сделать хорошие фото и видео, порыбачить, посидеть около костра в тёплой обстановке, планируя новые маршруты.

Участники похода:

Алексей Бойков, Олег Бабенко, Федор Королев, Алексей Ювченко

Катамаран "Романтик" самостоятельной постройки, 23 фута, площадь парусности 19 кв.м. Мотор MERCURY 4st 6 л/с. Надувная лодка FLINC. Бортовое электропитание: солнечная батарея в комбинации с автомобильным аккумулятором. Аэросъемка: Дрон DJI SPARK.

Видео:

Полная версия


Короткая версия:


Катамаран Романтик на Немецком Кузове