Первоисточник и обсуждение: Fordak.ru

Залив Петра Великого 2017

Опусы писать не умею, поэтому буду писать по делу и, по возможности, кратко.

Состав эскадры: 
1.Granma (тип: Бармалей 2013) Номер МАРиНС  РЯ-7.  Основное ПВ 16 кв.м.  Мотор L 5 л.с.
Экипаж: Тимофеев Олег             -  капитан
                Кондрашев Валерий    -  матрос
                Вепрев Виктор             -  матрос
                Кондрашев Матвей      -  юнга
                Тимофеев Алексей      -   юнга

2. Эйяфьядлайёкюдль (тип: самострой на шасси моторного Тайфуна) Номер МАРиНС  М-829. Основное ПВ 13 кв. м.  Мотор L 5 л.с.

Экипаж: Алексеев Леонид         -   капитан
                Пономарева Елена      -   старпом
                Алексеев Михаил        -   юнга

3. Альпиро (тип: Альпиро-18)  Номер МАРиНС  РЯ-2. Основное ПВ 16 кв. м. Мотор S 2,2 л.с.

Экипаж: Чернович Александр    -   капитан
                Пудгородский Юрий    -   матрос
                Севостьянов Сергей    -   лоцман


Трек маршрута 2017.08.01-17:



Предыстория:

   Идея сходить на Восток родилась в прошлом году во время похода вдоль ЮБК. После холодного лета 2015 на БМ, детям очень понравилось теплое море, тогда и решили сходить туда где тепло и где еще не были.
   К сожалению не у всех получилось найти три недели на поход, а кого то остановили денежные затраты. Бросили клич на Фордаке, нашлись , собрались в феврале и начали подготовку. Поскольку Александр раньше не ходил на Альпиро, запланировали поход выходного дня, дать человеку возможность подергать за румпель  и потянуть за шкоты. Поход выходного дня неожиданно перерос в полноценный двухнедельный маршрут по июньскому Онего, о котором стоит написать отдельный отчет.  На Онего я понял, что коллектив устойчив к стрессам и к походу готов.
   
Подготовка:
   Заброска: Билеты покупали в феврале получилось 22 тыр на взрослого и 18 тыр на ребенка туда-обратно аэрофлотом. Лодки решили забросить ПЭКом, расчетная цифра получалась 25-30 тыр. Отправку наметили на конец июня.
   Здесь возникли препятствия. После обмера груза сотрудниками ПЭК получилось 7,8 куб. м., 1 тонна, три поддона с обрешеткой, и 68 тыр. :( После ругани и повторного обмера «осетр» уменьшился до 5,5 куб. м. и 47 тыр. Будьте внимательны при работе с ПЭК, компания скурвилась.  На обратной дороге история повторилась первоначальные 7,5 куб. м. превратились, опять после ругани, в 5 куб. м. и две упаковки, а стоимость составила 39 тыр.

    Продукты и готовка: Для готовки взяли газовую плиту под большой баллон и для страховки мультитопливную горелку.  60 банок тушенки, 20 сгущенки и 25 литров спирта отправили вместе с лодками, остальное купили на месте. Подход себя оправдал, цены во Владивостоке в 1.5 - 2 раза выше чем в европейской части страны.

    Навигация, связь, электричество: На каждую лодку взяли рацию морского диапазона и гармин с морскими картами. На всякий случай взяли иридиум (про него напишу потом).
    На Бармалей и Тайфун, взяли две солнечной панели  30-40 Вт и кислотные аккумуляторы, 2 по 7АЧ на Тайфуне и 17АЧ на Бармалее. (Сразу скажу панели с задачей справились, несмотря на то, что больше половины похода было пасмурно, аккумуляторы заряжались каждый день даже сквозь облака.)


29-30.07 Заброска, Владивосток

    Аэрофлот был весьма неплох, два раза покормили, на спинках сидений комп с видео, играми и аудиокнигами, нормально долетели.  Владик встретил пасмурным небом и температурой +15. Поскольку в воскресенье ПЭК не работает, заранее забронировали 10 коек в хостеле «Дружба», ул. Русская 3, 2 мин ходьбы от ЖД станции Вторая Речка, хостел нормальный, чисто, спокойно 700р койка.  Здесь нас ждал Сергей (SKS), сбросили вещи в хостел, доехали  до набережной где начинался парад флота (был день ВМФ), Сергей рассказал куда стоит сходить и что посмотреть. Сергею огромный респект и уважуха, очень нам помог, особо с местом стапеля/антистапеля.
    По Владику ползали как сонные мухи, сказалась разница во времени.



 

31.07 Стапель

    С утра Леонид, Саша и Витька поехали в ПЭК. Сергей отвез Лену и Юру на рынок за продуктами. Я и Валера поехали с детьми рейсовым автобусом на место стапеля.
    Стапелились в Яхтклубе «Алые Паруса» на о. Русский, нам выделили площадку на мысу, где кроме нас никого не было. Отличное место, закрытое от ветра, пресная вода, лавочки столик. Давно не было такого удобного стапеля, плюс было не жарко и солнышко пряталось за облачностью, короче стапель прошел в идеальных условиях.


01.08  «Алые паруса»(Бухта Новик) — м. Васильева.

   Стартовали фордаком, после выхода в Амурский залив ветер усилился далеко за 10 м/с, подняло волну, с детьми на борту я решил не рисковать, и отказался от первоначального плана идти на Славянку. Галсами прошли вдоль о. Русский и встали у м. Васильев. Красивая бухочка (как почти все бухты в тех местах) на краях бухты старые заброшенные дзоты времен Второй Мировой войны (как почти во всех бухтах в тех местах), Сергей говорит: линия Сталина. Вода теплая дети купаются не вылезают из воды.


м. Васильева — о. Пахтусова

    Давление медленно падает. С утра решили идти на о. Пахтусова. Практически сразу после выхода на воду в проливе Старка вдуло мама не горюй, на галфинде груженый Бармалей показывает 10-12 узлов, Тайфун несколько раз приводился левентик, стремно. За проливом ветер вначале стих, затем сменился на встречный и начал разгоняться, вышли на моторе к о.  Попова,  дождались отставшую Альпиро.  Далее шли под стакселем 4,5-5 узлов. Погода явно портится, виною тому висящий на Окинавой тайфун Нора.
     о. Пухтусова представляет собой подкову обращенную вогнутой часть на юг. К сожалению в южной бухте встать не получилось, волна дает сильный прибой.  Встали на западном берегу, видно как к югу и северу от острова ветер разгоняет волны и закручивает барашки, у нас тихо, тепло и сыро.  Накупались, насобирали мидий, пробовали ловить рыбу с катамарана, ловится бычок, камбалы нет.
     На море дует иногда идет дождь, решили сделать дневку. На дневке Тайфун сходил на соседний о. Рикарда за водой, с восточного берега изрядный прибой.



Альпиро: https://www.youtube.com/B6DtNXZXoJI

04.08  о. Пахтусова — м. Брюса (Славянка)

     Ветер немного стих, на море туман и волна, идем под стакселями бакштагом 3 - 4,5  узла. Застваляю экипаж смотреть по сторонам. За мысом Брюса тихо, встали на галечном пляже, тихо, тепло, туман.  Сходили на мыс Брюса, наделали фоток.
     Сергею седьмого на работу, шестого за ним в Славянку приедет жена, решили 05.07 сделать выход по окрестностям не снимая базовый лагерь. Туман усиливается.  Зашли на  о. Герасимова, народ сходил посмотрел склеп, местную достопримечательность.



    Идем: https://www.youtube.com/yB-DoECnp6A
    Катаемся: https://www.youtube.com/bwr17MWaFuE
     

&06.08 м. Брюса — м. Льва

      Сергей отбыл работать работу, а мы пошли в море. Давление падает, ветра почти нет, на море густой туман. Идти в этом молоке не хочется, но стоять на месте не хочется еще больше. Идем на моторах, Бармалей тащит Альпиро, в тумане прошли мимо о. Антипенко и о. Сибирякова, даже их не заметив. Неожиданно туман разошелся и стало видно Кекур Колонну, подошли посмотрели на нерп, как только отошли туман усилился и Колонна и исчезла. м. Клерка прошли в тумане, в тумане же вышли к м. Льва.
      На мысе стоит одна группа автотуристов, остальных распугала погода.
      Встали на восточной оконечности пляжа на берегу симпатичного ручья в русле которого стояли остатки старого деревянного моста. 
      Туман рассеялся. Пейзаж завораживает взгляд, на море стало видно острова Римского-Корсакого и о, Пелис. Давление падает. Начался дождь.
      Дождь идет весь следующий день, ручей превратился в реку, мост смыло. За сутки выпала двухмесячная норма осадков.  Несколько раз передвигали палатки и лодки подальше от берега реки. Тепло, мокро, в палатке тоже мокро, вещи мокрые, ничего не сохнет, дети купаются и играют в карты.
       У соседей было две машины одна поехала в магазин за продуктами, но вернуться не смогла, единственную дорогу размыло. Оставшиеся на берегу тоже уехать не могут.
       Мы зарегистрировались в МЧС перед походом, каждый день докладываем, кстати сотовая связь есть практически везде. Интересный диалог получился седьмого числа, кругом стихийное бедствие: в Уссурийске наводнение, недалеко от нас в Хасанском  районе, смыло три километра автодороги и разрушило опору ЖД моста который построен еще во времена Транссиба. Отдыхающие не могут выехать с берега домой, грунтовки тоже размыло. В это время Юра как обычно докладывает МЧС: «Это группа Тимофеева, стоим на мысе Льва, у нас всё хорошо.» На другом конце: «Что значит всё хорошо!?»
       Восьмого числа дождик стихает, река потихоньку превращается в ручей. Решили завтра выходить на воду, отпуск не резиновый а мы до сих пор в начале маршрута.



     Вода:
     https://www.youtube.com/yo1IhxwPRqI
     https://www.youtube.com/gvrp6fVjW-g
       
   

м.Льва — залив Китовый (м. Слычкова)

     Прибой, грузим катамараны на берегу и спускам на катках. Крайним спускаем Бармалей, тут я несколько, как это по русски, обделался. Подошли соседи: «Ребята вам помочь?» «Помогите». Забыл я их предупредить, что со всей дури толкать не надо, а в конце надо лодку придержать, чтобы мы запрыгнули. Мужики крепкие, силы  им не занимать. И вот: мы с Витькой стоим на берегу, а Валерка с детьми уходит в море. :) Спас положение Леонид, вернулся на моторе, прошел несколько раз вдоль берега и мы с Витькой запрыгнул не ходу, когда я с разбегу закинул свои 100 кило на борт, было ощущение, что будет «киль», но обошлось.
     Заповедник. Про заповедник, надо отдельно рассказать. :( В феврале, когда планировали поход, проход через заповедник на моторе стоил 3000 р., без мотора бесплатно, но по предварительному согласованию. К лету в заповеднике сменился директор, и заповедник, просто перестал работать с физлицами. Просто взял и перестал, любые попытки решить вопрос упирались в бюрократию. Тогда мы решили обойти акваторию заповедника по воде.
     Вот только море мы забыли об этом предупредить. Девятого числа волнение на море достигало двух метров и сделать крюк 50 км по такому морю было абсолютно нереально. Леонид резонно  заметил, что егеря на своих казанках в такую погоду за нами не полезут. Так и получилось, мы слышали по рации, что они нас видят, но дальше прозвучало: «Без команды на воду не выходить». Так, что никто нам не мешал, кроме волны.
     А вот волна было отменная, на 1,5 метровую зыбь пришедшую со стороны Японии наложилась местная ветровая волна порядка 0,5 м, в результате иногда появлялись валы по 2,5 метра. Причем волна была боковая. Нам было полегче, а Лёня тащил за собой Альпиро, у которой коротконогий мотор на таком волнении просто не работал. В начале волна была вполне терпимой, но по мере приближения к мысу Гамова, волнение росло а ветер усиливался, правда за 7-8 м/с так и не перевалил. В какой то момент, показалось, что пора уходить на берег, но все бухты открыты волне и нормально пристать нельзя, до м. Гамова оставалось 6 км, решил лучше дойти до поворота, там волна  станет в спину, и будет намного легче. Каждые тридцать секунд, спрашиваю Витьку, как там сзади Леонид? «Вижу мачты, обе.»  Старались идти на минимальной скорости, чтобы не отрываться от Тайфуна, но как только скорость падала ниже какого то порога лодка теряла управление. На границе заповедника Леонид нас догнал, дальше шли рядом. За мысом стало легче, волна стала попутной выглянуло солнце, ветер несколько стих, отцепили Альпиро, пошли под стакселями. Рядом с мысом Бабкина в воде стоит большая скала, сразу за ней, волна полностью легла. Вокруг куча катеров с отдыхающими, всем машут нам рукой, греет солнышко, легкий попутный ветер. Такое впечатление, что это совсем другое море.

      Интерлюдия:
     Где то между мысом Льва и мысом Гамова (монолог):
     «Почему каждый раз, когда я беру в поход детей случается какая нибудь фигня?!  На Оке в июне идут жуткие грозы и дует ветер, идти навстречу которому нельзя даже под мотором, а один раз прошел такой ливень, что байдарка, которую мы тащили на чалке, наполнилась водой почти до бортов и чуть не затонула вместе с экипажем. В 14-году в середине июня температура упала до +9 градусов днем, а в 15-м на Белом море штормило почти неделю. В 16-м в крайний ходовой день дуло до 17 метров в секунду и на подходе к Севастополю случился двухбальный шторм, хотя утром прогноз давал 4 м/с. Зато когда идем одни взрослые мужики, весь поход штиль, солнышко и +25. Почему!?»
    В это же время на Тайфуне (предполагаемый монолог):
   «Умотали вперед,нас не дождались, сейчас нам Альпиро вырвет кормовую балку, и мы тут утонем, неужели нельзя было подождать!? Надо поворачивать к берегу!»


    На мысе Слычкова в соответствии с указаниями Сергея нашли пустой галечный пляж, отсюда открывается отличный вид на южный берег залива и о.Фуругельма, горы далеко на юге это уже КНДР. Сделали разбор полетов, вмазали водки расслабились, Лена фотографирует бабочек и цветы, дети купаются, давление растет, всё хорошо.
    Вечером ловили рыбу, клюет бычок, попалась одна маленькая камбала.
    Судя потому, что видно с воды дальше в сторону Посьета, количество автотуристов растет в геометрической прогрессии, по прогнозу волна на море ляжет к 12.08, поэтому решил сделать дневку, затем на п-ов Краббе и 12-го в обратный путь.



    Качает: https://www.youtube.com/-2sA5R9GAz0
   

11.08 Залив Китовый — п-ов Краббе

     Весь переход, дул легкий юго-восточный ветер, шли бакштагом. Давление растет, светит солнышко. Количество туристов на берегах ужасает.  Залив Посьета, при юго-восточном ветре как естественный сачок, ловит весь пластиковый мусор из ближайшей акватории Японского моря, три раза когда обходили  Краббе на моторе, намотали на винт мешки из армированного полиэтилена. Берег бухт с наветренной стороны белый от пенопласта. Пенопласт кстати местный, в море полно браконьерских ловушек, почти у всех поплавки из пенопласта, их постоянно отрывает, а пенопласт раскидывает по  берегам. «Это не Японское море и не залив Посьета. Это Пенопластовое море и залив Пакета!»
     На южном  берегу п-ва Краббе тоже хватает автотуристов, хотя дороги мало проходимы. Наконец нашли бухту рядом с заповедником, на берегу стоят два брошенных на вид  домика. Туристов нет. Единственное место где сотовые не ловят, с МЧС связались через спутник. Вечером был шикарный закат, ночь была звездная, наверное первая зведная ночь за поход. Такое настоящее южное небо как в Крыму. Выпала обильная роса, похоже погода реально улучшается.


12.08 п-ов Краббе — о. Стенина

     Дует легкий галфвинд, но скорость 2-3 узла, включаем мотор. У мыса Гамова становится понятно что море легло, волны нет. Зато огромное количество катеров с отдыхающими, и каждый норовит пройти поближе и посмотреть, что же это за немыслимая парусная хрень болтается на воде. «Улыбаемся и машем.» :)
      На траверсе Гамова появляется нормальный ветер, решаю обойти заповедник вокруг. Взяли курс в обход Пелиса на Стенина. Выключили мотор, идем 3,5-4,5 узла. На подходе к Стенина, ветер опять стихает, чтобы успеть поставить лагерь до темноты, остаток пути идем под мотором.
      На Стенина, берег с большими камнями, но идти дальше на ночь глядя не стоит, разбиваем лагерь лодки вытаскиваем на берег. На берегу табличка: «Стоять нельзя, заповедник, штраф 4 тыр», игнорируем. К вечеру раздувает ветер, натягивает облака, с тревогой смотрю на барометр, давление растет. Прогноз благоприятный.


13.08 о. Стенина — о. Желтухина

     Утром пришел мужик на казанке, мы уже паковали вещи:
     «Вы знаете где стоите?»
     «Знаем. Вчера мотор чинили.» - Стандартная ложь в таких случаях.
     «У вас двадцать минут.» 
     «Хорошо.»
      Через полчаса смотрю за корму. К острову подходит ох#$%@ная моторная яхта, встает на  якорь, спускает тузик. Что тут сказать: «Quod licet Jovi, non licet bovi.»
      Решил, что на Аскольда мы не пойдем, если нас там закроет погодой, а давление медленно падает, то можно и мимо самолета проплыть. Делаем короткий переход на Желтухина. Отличный галечный пляж на бывшем полигоне ВМФ набит палатками, но посреди пляжа стоит надувной парусный катамаран, первый увиденный нами за поход, выбор очевиден. Выходим на берег знакомимся. Владимир и Саша из Челябинска, Владимир, на своем парусном кате размером меньше Бриз-микро, с деревянной рамой, ходит сюда каждый год, но жену взял первый раз. 2-го числа им ветром сломало мачту они долго чинились, сейчас ходят между «домашними» островами. Слушаем истории далекого советского прошлого, удивляемся. Владимир, предложил нам сходить на о. Рейнеке, познакомиться с местными ребятами, которые ходят на финнах.
      Мидий на дне тонны! Наловили приготовили. Не люблю мидий. :) Но Володя дал совет как правильно готовить, не варить в забортной воде как мы привыкли на БМ и ЧМ, а разделывать свежие, чистить и жарить с овощами. Попробовали, намного лучше, но очень много возни, из огромной кучи мидий получается маленькая кучка жареного мяса.


14.08 о. Желтухина — о. Рейнеке

      Перешли на Рейнеке, познакомились с местными, узнали как вечером ловят кальмара сделали там дневку. Во время дневки, Тайфун с желающими сходил на о-ва Верховского, посмотреть маяк, сам не ходил, но фотки красивые.

16.08 о.Рейнеке — м. Васильева

      На Русском яблоку негде упасть от туристов, единственное более-менее спокойное место, м. Васильего где мы уже стояли. Кто-то вдруг сказал «Эх, щас бы день сурка! И еще на две недели!»  Согласен!

17.08 м. Васильего — яхтклуб «Алые Паруса»

      Пока шли фордаком на север вдоль Русского, нам встретился 22-й Байкал, капитана зовут Сергей, он местный. Первые его слова были: «А я думал, я тут один такой!» Обменялись телефонами, звал пойти с ним следующий год.  За поворотом в бухту Новик, неожиданно подул галфвинд. Я уже включил мотор, думал будет ливентик и вдруг нас как стоячих обходит груженая Альпиро идущая на одном баллоне. За поход Александр неплохо освоил лодку и если в начале Альпиро все время отставала, то на обратном пути уверенно шла впереди, благо и загрузка у них была небольшая.
      В Алых Парусах встали на том же месте где и стапелились, разгрузили
 лодки и начали антистапель.  Тут есть пресная вода и она течет из шланга! Сразу и опреснились.
      Все берега залива забиты автотурьем, до четырех утра слушали у кого колонки в машине круче. Хочется обратно в море. :)


     

18-20.08 Завершение похода.

      С утрам досушили все что нужно, упаковали. В обед повели детей в океанариум. Океанариум хорош! Первая мысль как строителя: «Хрена тут бабла зарыли!» Внутри сделано со вкусом, хотя не сказать что экспозиция очень крутая, но нехватка видов компенсируется оформлением, археологическими экспонатами, хорошо сделанными информационными материалами. Очень понравился ход с «Тропичесим лесом». Огромная экспозиция тропических растений колодцем спускается к бассейнам с тропическими пресноводными рыбками, возникает ощущение озера посреди дождевого амазонского леса. И финальный гигантский аквариум, кажется, «океанская бездна» тоже хорош. Чувствуется рука иностранных проектантов и подрядчиков. Дети довольные! Но... бабла туда зарыто!
      Обратно идем пешком с детьми по обочине подняв руку. За 40 минут ни одна сука не остановилась... :( Наконец нас догнал рейсовый автобус.
      Общественный транпорт на о. Русский ужасен. Один  автобус 29-й идет в крайнюю бухту Воеводы по чудовищно разбитой и пыльной дороге, все деревья вокруг и дома покрыты слоем пыли. Как закопав столько бабла в мегамосты, университет, океанариум и четырехрядное шоссе, не смогли покрыть асфальтом 15-км дороги???  А все просто, город и военные не могут решить чья это дорога и кто должен платить за ее ремонт. Раньше в бухту Воеводы ходил паром и дорогой пользовались мало, паром уже не ходит ведь есть Мост. Нагрузка на дорогу выросла в разы! А чинить ее некому. Такси туда ехать отказалось, дураков нет.
       Утром пришла бортовая машина, загрузили вещи, Лёня и Витька поехали в ПЭК. Отдали остатки пива и хавчика сторожам, сторож доволен.  Сложили вещи, должен приехать Сергей, отвести в хостел.  Позвонил Лёня: «Приезжай в ПЭК, они достали!»
        Чудом поймал попутное такси, 1000 рублей. В ПЭКе такая история: закрывается он субботу в 16:00, время 12, плотников нет, груз паковать некому.
         Диалог со старшим смены:
         «А где плотники?»
         «Они вчера работали до часу, придут позже.»
         «А когда?»
         «Что непонятно? Позже!»
         На заднем плане слышен стук молотка и звуки пилы.
         «Но вы же закрываетесь в 16:00, а у нас завтра самолет» 
         «То что у вас самолет, не моя проблема, а ваша. Почему я должен для вас что то     делать?»
         «Мы вчера звонили, нам сказали, что проблем не будет. Мы вас понимаем, но мы все таки клиенты и платим деньги.»
         «Не нравится? Идите в другую компанию!»
         После общения с местными узбеками, удалось выдернуть, того кто стучал молотком и скрипел пилой. Упаковали обрешетили. Заодно перемеряли начальные 7,5 кубов в 5, впрочем тоже хитростью. В ПЭК ни ногой!
         Купили сувениров, рыбы, икры, крабов, в подарок родным, цены кусаются, но рыба хорошая.
         Устали как черти, но все компенсировал ресторан с китайской кухней рекомендованный Сергеем, простим им громкую музыку и караоке, посидели от души. Попрощались с Сергеем и его супругой Галиной. Спать пошли сытые и довольные.
          Аэроэкспресс в 9:15 самолет в 14:00 в 16:30 были в Москве. :)



Ссылка на полный фотоальбом:

https://goo.gl/photos/CzoHtUYCSWhYjuPt8


       Общие выводы: Надо ехать еще раз. На восток, в сторону Находки мы так и не сходили, и рыбы мало поймали, и вообще там красиво и море теплое. Надо думать о постоянном наличии там лодки, либо о легкой лодке, для заброски самолетом. Места крутые, ни Черное и ни даже Белое моря в сравнение не идут. Хотя Белое это из другой оперы.

       Финансовые показатели: Затраты вместе с билетами получились в районе 47 т.р. на одного взрослого  и 30 т.р. на ребенка. При желании, меньше пива и хавчика, меньше барахла, думаю можно было выйти на 40-42 тыр. Но в принципе, для ДВ вполне приемлемо.

        Что получилось:
        Отлично отдохнули, накупались, насмотрелись красот, ну офигенно красивые пейзажи и растительность. Очень понравились острова.  Увидели разную погоду от жары и штиля, до трехметровых волн и двухмесячной нормы осадков за день. Дети купались в любую погоду, после июньской Онеги тут всегда тепло. Встретили много интересных людей. 

       Что не получилось:
       Не удалось зайти на Аскольда, погода первую часть похода сильно задержала (есть повод вернуться). Рыбы поймали мало, отчасти потому, что циклон поднял муть в местах лова. Мидий конечно там немерено, их конечно собирали, но я их не люблю.

        В организационном плане.
        Что порадовало: Гостеприимство хозяев.  Хорошая сотовая связь на всем маршруте. Нет необходимости регистрироваться у пограничников, если не идешь восточнее Находки или южнее Фуругельма. Отсутствие сложностей с поиском пресной воды,

        Что огорчило: Заповедник - так и не дали разрешения на проход, шли на авось, контрабасом, и думаю они не пошли за нами только по причине волнения на море. Люди на катерах правил судоходства не знают, надо обязательно идти в лоб парусному судну, чтобы отвернуть в пяти метрах.

        Об акватории.
        С конца июля до середины сентября, это очень хорошее место для похода, тепло но не жарко как на Черном, вода исключительно комфортной температуры 22-24 градуса, невероятно красивая флора и фауна, одни махаоны, лилии и шиповник как маленький помидор чего стоят! Очень красиво под водой, звезды, ежы, мидии, гребешок, трепанг (этого правда немного), подальше на островах море исключительно прозрачное. Ровные ветра: юго-восток и юг, позволяют хорошо планировать маршрут, кроме случаев прохода тайфуна в южной части моря как случилось с нами. При этом море серьезное, вдали от берега волнение практически не стихает, ни разу не видел открытое море гладким как это бывает на Белом. По  это же причине стоянки надо выбирать  в местах закрытых с востока и юга.

         Благодарности:
         Сергею за гостеприимство, стапель/антистапель, дельные советы и хорошую компанию.
         Личному составу эскадры, за терпение и стойкость. Ни одного конфликта, никто не ныл не спорил несмотря на подчас, тяжелые условия.  Надеюсь сходить с вами еще не раз и по разным морям.
         Валере отдельный респект за мужество. Человек три недели с выбитой коленкой таскал лодки, вещи,  дергал мотор на пантографе весом 30 кило, рулил в шторм, хотя два года назад боялся поднимать парус на реке Оке :).